Советы родителям в период самоизоляции
12.05.2020
Чем занять дошкольника в условиях самоизоляции
12.05.2020
Изменить привычный образ жизни и находиться
постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для
ребенка, почему важно соблюдать режим дня и в какие игры играть на карантине.
– Как организовать
жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому?
–
Во-первых, обратите внимание на организацию пространства – доступность: как
расставлена мебель, где лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для
ребенка. Если вдруг полка или какое-то оборудование оказывается для ребенка
недоступным, то он к нему не обратится. Он будет ходить за взрослыми по пятам и
ныть, чтобы с ним поиграли. В таком случае, он никогда сам себя не займет.
Доступность – это один из критериев качества, который мы используем при оценке
дошкольных образовательных учреждений, и это действительно очень важно.
Во-вторых,
у ребенка должна быть возможность уединиться. Сейчас у нас в квартирах
оказались внезапно и папа, и мама, и все родственники, которые раньше ходили на
работу. Конечно, не все пространства позволяют каждому уйти в свою комнату. Но
важно подумать о том, чтобы у ребенка был свой уголочек, в котором он может
уединиться и уйти от суеты и шума. Дошкольник не всегда может чутко реагировать
на собственное состояние. Он не придет и не скажет: "Мам, не могли бы вы
разговаривать немного потише. Я устал". Нет, мы скорее увидим его
усталость в плохом поведении, в плохом сне, может быть, в повышенной
скандальности.
Еще
ребенку важно, чтобы у него было место и время для игр, где он может спокойно
разложиться: построить кукольный домик, замок, шалаш из пледа и диванных
подушек. И вот эти три вещи – доступность, возможность уединения и возможность
трансформации и преобразования пространства (место и время для игры) – это
минимальные условия, чтобы ребенок почувствовал себя дома комфортно и мог хотя
бы потенциально занять себя сам.
– Чем можно заняться с
ребенком дома?
–
Идей масса, но так как у нас в фокусе дошкольники, то для них по возрасту положено
– играть. Игра – это лучше, чем всякие развивашки, занимашки, любые
онлайн-приложения. Здорово, конечно, если взрослые попробуют погрузиться в
детское состояние и поиграть с ребенком. Для дошкольника это и полезно, и
приятно.
.
Уверены,, что каждый родитель, подумав минутку, придумает кучу идей. Для этого
необязательно сразу бежать что-то покупать. В каждом доме, где есть ребенок,
есть краски, бумага, соль, мука, фасоль, плед и диванные подушки и есть время,
чтобы немножко посвятить его общению, игре, придумыванию, фантазированию.
Чем
можно заняться? Всем, что связано с моторикой мелкой и крупной. Например, можно
взять коробку, насыпать туда закупленную гречку, фасоль, крупы, кинетический
песок и смешать. Дети отлично в это играют в любом возрасте и получают массу
удовольствия от того, что просто там ковыряются, делают поделки, строят
пещерки…
Не
забывайте про тесто из соли. Это надолго займет ребенка, а главное – это
развивающее занятие: полепить из теста, запечь в духовке, раскрасить гуашью или
какими-то другими подходящими красками. Все, что касается поделок, аппликаций,
здесь вполне уместно – дайте волю фантазии и воображению, необязательно делать
что-то по шаблону или какому-то видеоуроку из интернета. Позвольте ребенку
просто повозиться с фасолью, с тестом, с краской.
Следующее
– это воображение. Развивайте у ребенка способности действовать в воображаемой
ситуации: постройте вместе домик, порисуйте от пятна, придумайте историю,
сделайте коллаж из старых журналов и творческие поделки.
Чтение
– это важная сторона детской жизни и это то, что находится сейчас у дошкольников
в некотором дефиците. И это отличная возможность для того, чтобы чуть-чуть
сблизить ребенка с книгой, если у вас это не происходит дома естественным
образом. Для начинающего читать ребенка очень важно видеть, как читают
взрослые. Если ваш ребенок еще не читает или неусидчивый, то попробуйте просто
рассматривать картинки и сочинять по ним истории.
Очень
важно, чтобы у дошкольника были кубики. Я понимаю, что кубиков дома может не
оказаться, но на будущее я советую озаботиться тем, чтобы у ребенка в доступе
были хорошие кубики для строительства. Конструирование – очень важная
активность в дошкольном возрасте. И опять же, с кубиками можно придумать
большое количество игр.
– Как быть с физическими
активностями, если площадь квартиры не позволяет устраивать марафоны?
–
Для дошкольника движение – это принципиально значимое времяпрепровождение.
Например, простой способ – это сделать звериную зарядку. Например, вы
воображаете, что идете по зоопарку, видите зверей и повторяете их движения. Это
может быть более целостный сюжет, например, вы идете в поход: маршируете,
перепрыгиваете через реку, ставите палатку… Все это сопровождается крупно
моторными движениями.
Подобные
активности – это возможность для ребенка подвигаться, сделать крупные
размашистые движения, прыжки, имитацию бега, взмахи руками. Вы можете
танцевать, вы можете играть в твистер, вы можете сделать у себя в коридоре с
помощью скотча классики, построить полосу препятствий из диванных подушек…
Еще
одна активность, которая совмещает в себе подвижность – квест. Дети обожают
искать клад по картам и по подсказкам. Можете опять же построить полосу
препятствий, придумать сюжет и отправиться в поход или в пиратское плавание.
Кроме
тех активностей, которые я назвала, можно попробовать реализовать с ребенком
целостный проект. Например, не просто лепить из пластилина или соленого теста,
а сделать зоопарк. Или построить город из кубиков: придумать из чего сделать
дорогу и дорожные знаки, и кто в этом городе может жить.
Можно поставить
настоящий спектакль: раздать роли, сделать билеты, соорудить сцену…. А можно
пойти в поход: составить список вещей, собрать рюкзак, идти по карте – это
может быть сопряжено с элементами квеста (крупномоторные/интеллектуальные
задания). Такие проекты больше занимают детей, им это интереснее и полезнее, а
главное – это привносит смысл в их действия.
По окончании карантина
можно сделать фотоальбом или стенгазету "Как мы провели карантин".
Потом ребенок может это принести в детский сад, чтобы всем рассказать и
показать. Сама задача сделать такой альбом может увлечь ребенка.
– Какой должен быть
режим дня дома на самоизоляции?
–
Режим влияет на эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Если он
уставший, перевозбужденный, то он будет все отрицать. Старайтесь придерживаться
того режима, который у вас был до карантина. Если вы ходили в садик, то в семь
часов подъем. Я понимаю, что это сделать очень трудно, особенно когда некоторые
элементы режима оказываются нарушены. Например, вы не можете выйти на прогулку
в привычное время, но все-таки максимальное усилие к соблюдению режима стоит
приложить.
Также
старайтесь, чтобы экраны у ребенка были в минимальной доступности. Регулярно
работающий телевизор в фоновом режиме ребенка перевозбуждает. Конечно, можно
смотреть мультфильмы, фильмы, но не больше одного часа в день. Это разрушает
психику ребенка – растормаживает, ему сложнее будет сосредоточиться.